Операционная система Windows 95 для программиста

Новые органы управления


Для того чтобы придать приложению современный вид, вы должны создать в его главном окне линейку инструментальных средств (орган управления Toolbar ), область для отображения сообщений (орган управления Statusbar ), а также обеспечить удобные средства просмотра списков (если приложение работает со списками). Если приложение выполняет какую-либо длительную операцию, необходимо отображать процент ее выполнения в наглядном виде. Эта задача выполняется обычно органом управления Progressbar . Существуют и другие элементы пользовательского интерфейса, нужные в большинстве приложений.

К сожалению, в программном интерфейсе операционной системы Microsoft Windowsверсии 3.1 не было предусмотрено никаких средств для создания перечисленных выше органов управления. Программисты были вынуждены создавать их самостоятельно на базе обычных окон, кнопок, диалоговых панелей и т. п. Это было непростым делом, так как каждый такой орган управления состоял из множества взаимодействующих между собой объектов.

Для упрощения процедуры создания приложений с такими органами управления, как Toolbar и Statusbar, широко используют библиотеки объектных классов Microsoft MFC и Borland OWL , а также автоматические генераторы исходного текста приложений, такие как AppWizard из пакета Microsoft Visual C++.

Тем не менее, для стандартизации внешнего вида и поведения приложений было бы неплохо, если бы операционная система содержала внутри себя все необходимые средства для создания элементов пользовательского интерфейса.

Очень хорошей новостью является то, что приложения Microsoft Windows 95 могут создавать сложные органы управления на базе предопределенных классов окна. Таким образом, теперь процедура создания таких органов управления, как Toolbar , Statusbar и Progressbar не намного сложнее процедуры создания кнопки или списка типа Combobox.

Многие из новых органов управления, создаваемых на базе предопределенных в Microsoft Windows 95 классов, вы можете увидеть в главном окне приложения Explorer (рис. 1.3), заменяющего приложения File Manager и Program Manager из Microsoft Windows версии 3.1.




Рис. 1.3. Новые органы управления в окне приложения Explorer

В верхней и нижней части главного окна вы можете заметить органы управления Toolbar и Statusbar. С ними вы знакомы по таким приложениям, как, например, Microsoft Word for Windows.

Обратите внимание на окно в левой части рис. 1.3. В этом окне отображается иерархическая структура пространства имен Microsoft Windows 95. Для отображения используется орган управления Tree view , созданный на базе предопределенного класса. Пользуясь этим органом управления, вы можете раскрывать или закрывать отдельные папки (каталоги), что очень удобно, если просматривается очень большое дерево. Вообразите себе, как было бы трудно создать такой орган управления с использованием только тех средств, которые есть в составе программного интерфейса Microsoft Windows версии 3.1!

Правая часть главного окна приложения Explorer также очень интересна. Она состоит из двух частей. Вверху находятся заголовки столбцов (Name, Size, Type, Modified), сделанные в виде органа управления Column Header . Заголовки столбцов можно передвигать мышью. Если же сделать по заголовку щелчок, данные в соответствующем столбце будут отсортированы. Можно сделать двойной щелчок по разделителю столбцов в заголовке таблицы. В этом случае ширина соответствующей колонки будет установлена так, чтобы в колононке поместилась самая длинная строка из данного столбца.

Ниже окна органа управления Column Header находится список, который создан на базе органа управления Listview. Этот список содержит не только текстовые строки, но и графические изображения (пиктограммы).



Вы сможете легко создать в своем приложении органы управления Column Header и Listview на базе преопределенных классов окна. Реализация этой задачи старыми средствами потребовала бы значительных усилий. А ведь таблицы и списки - неотъемлемая часть приложений, ориентированных на обработку электронных таблиц и баз данных.

Другой часто встречающийся элемент пользовательского интерфейса - движковый регулятор (ползунок). Его можно использовать как для отображения текущего состояния какого-либо процесса, так и для регулирования параметров (например, громкости). На рис. 1.4 показано использование движкового регулятора в приложении Media Player.





Рис. 1.4. Использование движкового регулятора в приложении Media Player

Как и следовало ожидать, в операционной системе Microsoft Windows  95 предусмотрен класс окна для создания такого регулятора.

Большое впечатление производит на многих орган управления Animation , показанный в действии (насколько это возможно в книге) на рис. 1.5.



Рис. 1.5. "Летающие" листки бумаги, созданные с использованием органа управления Animation

Как работает такой орган управления?

Очень просто. В прямоугольном окне проигрывается avi-файл, в котором записан небольшой видеофрагмент. О том как создавать такие файлы без использования дорогостоящей видеоаппаратуры (например, на основе заранее подготовленного набора картинок - мультфильма) вы можете узнать из 15 тома "Библиотеки системного программиста", который называется "Мультимедиа для Windows".

Заметим, что орган управления Animation создается очень легко на базе предопределенного класса окна. Таким же образом вы можете создать и орган управления Progressbar, расположенный в нижней части диалоговой панели, показанной на рис. 1.5.

Еще один орган управления, встроенный в систему, называется Property Sheet . Он показан на рис. 1.6.



Рис. 1.6. Использование органа управления Property Sheet для настройки режима работы программы DOS

Для чего нужен такой орган управления, объяснять не нужно. Современные приложения достаточно сложны и имеют многочисленные параметры, настройка которых через систему меню или диалогов бесконечной вложенности не вызывает у пользователей никакого энтузиазма. Достаточно вспомнить, как эта операция выполнялась в ранних системах разработки Borland C++.

Орган управления Property Sheet создается на базе предопределенного класса и набора диалоговых панелей. Он очень нагляден и удобен в работе.

В Microsoft Windows 95 есть и "волшебный" орган управления Wizard. Что это такое?

Претворяя в жизнь идею о приближении компьютера к человеку, многие современные системы и приложения выполняют достаточно сложные процедуры в полуавтоматическом режиме, задавая вам лишь самые необходимые вопросы. Такие системы называют "волшебниками" (wizard), способными сделать почти все самостоятельно без вмешательства человека.



В качестве примера можно привести средства автоматического создания сложных документов и таблиц в текстовом процессоре Microsoft Word for Windows, систему автоматической генерации исходного текста приложений AppWizard из пакета Microsoft Visual C++, а также, конечно, многочисленные системы, встроенные в Microsoft Windows 95.

Все подобные автоматические системы общаются с вами с помощью набора диалоговых панелей. Пример такой панели показан на рис. 1.7.



Рис. 1.7. Одна из диалоговых панелей системы автоматического создания теневых пиктограмм

В каждой из таких панелей есть кнопки "Back", "Next" и "Cancel", предназначенные, соответственно, для перехода к следующей или предыдущей панели, а также для отмены выполняемого в автоматическом режиме процесса. Кроме этих кнопок на панели имеются другие органы управления, с помощью которых и вы сможете принять посильное участие в происходящем.

Система управления диалоговыми панелями встроена в Microsoft Windows 95, поэтому ваши приложения смогут легко воспользоваться ей. Учтите, что операционная система, какая бы она не была умная, не сможет по волшебству решить любую вашу задачу. Она лишь поможет управиться с диалоговыми панелями, остальное лежит на ваших плечах.

А что вы скажите о новом органе управления, предназначенном для отображения и редактирования текста с использованием шрифтового оформления и различных способов выравнивания отдельных параграфов (рис. 1.8)?



Рис. 1.8. Орган управления Rich Edit Control , на базе которого создано приложение WordPad

Вы можете создать такой орган управления (разумеется, без изображенных на рис. 1.8 кнопок, линеек и т. п.) простым вызовом функции CreateWindow. Далее, вы сможете загружать в этот редактор и выгружать из него текстовые файлы в формате RTF, который понимают многие текстовые процессоры. Вы даже можете разместить в окне редактирования OLE -объекты, например, изображения, созданные приложением Paint.

Предусмотрен специальный орган управления Hot Key, с помощью которого пользователь может легко определить комбинация клавиш активизации приложения. Внешне он похож на однострочный редактор текста. Подробности вы узнаете из седьмой главы нашей книги.

И под конец мы покажем вам еще один новый встроенный в систему орган управления. Возможно, он не самый впечатляющий, но тем не менее удобный в работе. Этот орган управления называется Up-Down и предназначен для изменения значений чисел или перебора текстовых строк (рис. 1.9).



Рис. 1.9. Использование органа управления Up-down вместе с однострочным редкатором текста EDIT для установки количества копий документа при печати


Содержание раздела